Количество субсидируемых рейсов в рамках Северного завоза может вырасти вдвое в этом году
Камчатке, как и другим северным регионам, чрезвычайно важно принятие федерального закона о северном завозе, считает заместитель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Вопрос реализации программы Северного завоза обсуждался на выездном совещании по подведению итогов работы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в 2022 году и приоритетным задачам на 2023 год, которое прошло под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Закон о северном завозе планируется рассмотреть в ходе весенней сессии Госдумы РФ. Об этом сообщил первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
«Для того, чтобы закон заработал со следующего года, мы должны запустить единую систему планирования Северного завоза, определить единого морского оператора и приступить к созданию центра управления Северным завозом. Также потребуется разработать и утвердить 10 подзаконных актов», - отметил он.
Закон сделает весь процесс северного завоза прозрачным: предусмотрено распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, будет установлен приоритет для грузов жизнеобеспечения, обеспечен трехлетний цикл планирования.
Отметим, в 2022 году было запущено регулярное грузовое сообщение по СМП, было выполнено два круговых рейса между портами Северо-Запада и Дальним Востоком, которыми перевезено 8,5 тыс. тонн грузов, при этом загрузка в восточном направлении по последнему рейсу составила 90%. В 2023 году планируется увеличить количество субсидируемых рейсов до четырех для целей северного завоза, а также привлечь суда меньшей вместимости для заходов в неглубоководные порты.
«С учетом вызовов, меняющейся географии внешней торговли это экономическое будущее на десятилетия вперед. Ежегодно экспорт товаров по СМП через 7 лет должен превышать 100 млрд долл. Значение СМП для экономики России будет сопоставимо с нефтегазовым сектором», – считает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Юлия Морозова подчеркнула, что программа Северного завоза на полуострове реализуется посредством доставки энергоресурсов в отдаленные районы края. В прошлом году Минэкономразвития региона запустил пилотный проект по субсидированию транспортных расходов на доставку продуктов питания в отдаленные и труднодоступные районы Камчатского края, который дал хорошие результаты.
«Нам бы хотелось, чтобы Северный завоз в организованном порядке включал бы в себя доставку продуктов питания, прежде всего в отдаленные районы края, эта задача реализовывалась десятилетия назад с определенными успехами или неуспехами, но была забыта. Сейчас эта задача возобновляется, она нетривиальна для нас, но ее нужно решать и помочь в этом должен закон о северном завозе», - сообщила заместитель председателя правительства Камчатского края.
Напомним, Северный завоз обеспечивает жителей 25 северных субъектов Российской Федерации, а это более трёх миллионов граждан, продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами.